В связи с увеличивающимся количеством обращений по вопросам использования земель сельскохозяйственного назначения, размещения экопоселений на землях сельскохозяйственного назначения, строительства жилых домов и иным вопросам, Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям информирует об основных требованиях земельного законодательства, предъявляемых к лицам, владеющим земельными участками сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 года № 1, Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным
законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В рамках государственного земельного надзора осуществляются организация и проведение плановых и внеплановых проверок, обследований, плановых (рейдовых) осмотров, соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков сельскохозяйственного назначения и лица, не являющиеся собственниками, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В случае выявления в рамках проверок нарушений требования земельного законодательства, таких как: невыполнение обязательных мероприятий по защите земель от зарастания, захламления, неиспользование земель для сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельностью, снятие и перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы, порча земель, к лицам, допустившим правонарушения, применяется административная ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Так, например, административная ответственность по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ наступает за невыполнение обязательных мероприятий по защите земель от зарастания, захламления, иного негативного воздействия на почву и влечет наложение административных штрафов на граждан в размере от 20 000 рублей до 50 000 рублей, на юридических лиц от 400 000 рублей до 700 000 рублей. В случае выявления нарушений земельного законодательства, не входящих в компетенцию Управления, информация направляется в иные органы для принятия мер в пределах установленных полномочий.
Согласно Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аква культуры и имеют приоритет в использовании.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются согласно классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 года № 540. Решение об изменении вида разрешенного использования с сельскохозяйственного производства на иной вид, например, садоводство, огородничество и др. принимается главой администрации района, на территории которого располагается земельный участок сельскохозяйственного назначения.
Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, например
земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территории и объектов и др. урегулированы Федеральным
законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Согласно
ст. 2,
3 указанного Закона вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию рассматривается
органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Ни Земельный
кодекс Российской Федерации, ни Федеральный
закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусматривают изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством,
без перевода их из данной категории в другую.
Земли сельскохозяйственного назначения расположены на границах с лесным фондом, землями населенных пунктов. Если земельные участки не обрабатываются, зарастают древесно-кустарниковой растительностью, велика вероятность возникновения травяных палов и пожаров, которые представляют серьезную угрозу. Последствия пожаров могут быть необратимы, так как вместе с людьми и обитателями флоры и фауны сгорают целые деревни и города. Примером служит сложившаяся обстановка в Волгоградской и Ростовской областях.
Уважаемые собственники, арендаторы и пользователи земель сельскохозяйственного назначения, по всем интересующим Вас вопросам обращайтесь в Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям по телефонам 8(4942)37-01-76 или 8(4932)93-95-54