Участились случаи мошеннических действий от имени, якобы, сотрудников банка, прокуратуры и других правоохранительных органов. Под влиянием злоумышленников доверчивые люди оформляют кредиты на большие суммы и переводят деньги мошенникам.
Основные используемые схемы телефонного мошенничества:
- Несчастный случай с родственником, близким, знакомым.
Мошенники представляются родственником (знакомым) и взволнованным голосом по телефону сообщает, что задержан сотрудниками полиции за совершение преступления (совершил ДТП, хранил оружие или наркотики, нанёс тяжкие телесные повреждения), для благоприятного разрешения вопроса и во избежание уголовной ответственности необходимо определенная сумма денег.
Постарайтесь сначала дозвониться до родственника, попавшего по словам звонящего Вам человека, в неприятную ситуацию. Вероятнее всего, с ним все в порядке.
- Розыгрыш ценных призов.
На телефон абонента сотовой связи приходит, как правило, в ночное время sms-сообщение, из которого следует, что в результате проведенной лотереи он выиграл автомобиль. Для уточнения всех деталей потенциальной жертве предлагается посетить определенный сайт и ознакомиться с условиями акции, либо позвонить по одному из указанных телефонных номеров. Во время разговора по телефону мошенники сообщают о том, что для выполнения необходимых формальностей (уплаты госпошлины, оформления необходимых документов, оплаты комиссии за перевода) счастливому обладателю новенького автомобиля необходимо перечислить на счет некоторую сумму. Затем предлагается набрать определенную комбинацию цифр и символов, якобы для проверки поступления денег на счет и получения «кода регистрации». Как только жертва завершает указанные манипуляции, счет обнуляется, а мошенники исчезают в неизвестном направлении.
- SMS-просьба.
Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если номер не доступен, положи на него определенную сумму и перезвони». Человек пополняет счёт и перезванивает, телефон по-прежнему не доступен, а деньги вернуть уже невозможно.
- Телефонный заказ от руководителей правоохранительных и государственных органов власти.
На телефон абонента (предпринимателя, руководителя объекта общественного питания, торгового центра либо их сотрудникам и др.) поступает звонок от человека, который представляется одним из руководителей правоохранительных органов (прокуратуры, следственного комитета, налоговой инспекции и т.п.) и просит пополнить счет его телефона, дополнительно к этому абонент просит, например, забронировать столик в ресторане и сообщает, что по приезду на объект рассчитается. Не дождавшись приезда якобы должностного лица, руководствуясь уважением и доверием к руководителю правоохранительных или контролирующих органов, потерпевший переводит через терминал банка, либо через иные финансовые серверы денежные средства по указанному номеру.
- Платный код.
Вам поступает звонок, якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи, с предложением подключить новую эксклюзивную услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи. Для этого Вам предлагают под диктовку набрать код, который на самом деле является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств с Вашего счета абонента на счет злоумышленников. После выполнения этой операции с Вашей карты в пользу мошенников списывается определенная сумма, а телефон, с которого Вам позвонили, уже «вне зоны действия сети».
- Штрафные санкции оператора.
Злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что абонент сменил тарифный план, не оповестив оператора (также могут быть варианты: не внес своевременную оплату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения) и, соответственно, ему необходимо оплатить штраф в определенном размере, купив карты экспресс-оплаты и сообщив их коды.
- Ошибочный перевод средств.
Абоненту приходит SMS-сообщение о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу после этого поступает звонок и мужчина (или женщина) сообщает, что ошибочно перевел деньги на его счет, при этом просит вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом». В действительности деньги не поступают на телефон, а человек переводит свои собственные средства. Если позвонить по указанному номеру, он может быть вне зоны доступа. Кроме того, существуют такие номера, при осуществлении вызова на которые с телефона снимаются все средства.
- Предложение получить доступ к SMS – переписке и звонкам абонента.
Учитывая склонность некоторых граждан «пошпионить» за близкими и знакомыми, злоумышленники используют следующую схему, используя сеть Интернет. Пользователю предлагается изучить содержание SMS сообщений и список входящих и исходящих звонков интересующего абонента. Для этого необходимо отправить сообщение стоимостью от 10 до 30 рублей на указанный короткий номер и вписать в предлагаемую форму номер телефона абонента. После того, как пользователь отправляет SMS, с его счета списывается сумма гораздо больше той, что была указана мошенниками – до 500 рублей, а интересующая информация впоследствии так и не поступает. Поскольку большинство пострадавших в этом случае не обращаются в полицию (в связи с незначительностью ущерба), мошенники остаются безнаказанными и продолжают обманывать граждан.
- Продажа имущества на интернет-сайтах.
При звонке на телефон, размещенный на Интернет сайтах объявлений (Авито, ФарПост, Дром и других) правонарушитель просит пополнить счет его телефона, либо сообщить данные и номер карты потерпевшего для перевода денежных средств в качестве задатка за товар. После сообщения данных карты происходит списание денежных средств.
10. Звонки от имени сотового оператора.
Мошенники представляются службой поддержки сотовых операторов, сообщают о взломе личного кабинета или телефона, затем просят набрать определенную комбинацию цифр и символов, таким образом меняя настройки сим-карты и устанавливая переадресацию смс-сообщений и звонков на номер злоумышленника. Получая информацию из сообщений, преступники открывают доступ к счетам и совершают операции по списанию денежных средств.
Правила, чтобы не стать жертвой преступников:
– Будьте бдительны!
– не сообщать никому данные банковских карт, а также сведения из смс- сообщений для входа в онлайн-банк или совершения финансовой операции;
– не осуществлять поспешные переводы денежных средств, лицам, представившимся родственниками, без проверки данной информации;
– не загружать на мобильные устройства приложения и программы из непроверенных источников;
– приобретать товары только на официальных сайтах организаций;
– проявлять бдительность при осуществлении онлайн-покупок, не переходить для покупок по ссылкам.
Если вы все же стали жертвой мошенников, незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы и банк. Сообщите им о случившемся.