Динамичное развитие рынка финансовых услуг вызывают все более сложные вопросы у потребителей финансовых услуг. Финансовая грамотность населения и эффективная защита прав потребителей в финансовой сфере имеют решающее значение для повышения финансовой безопасности граждан, обеспечения стабильности финансовой системы и формирования справедливого, прозрачного и конкурентного рынка финансовых услуг. Современный человек пользуется большим количеством финансовых услуг: вкладами, кредитами, денежными переводами, страхованием, добровольные и обязательные накопительные пенсии. Финансовые услуги могут быть разными, но в любом случае они остаются услугами. Права потребителей финансовых услуг, как и всех других, в первую очередь, защищены Законом Российской Федерации от 07.02.1992 No
2300-1 «О защите прав потребителей». Помимо этого существует ряд законов: Федеральный закон от 23.12.2003 No 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации»; Федеральный закон от 21.12.2013 No 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»; Федеральный закон от 02.07.2010 No 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», которые дают потребителям финансовых услуг дополнительную защиту.
Потребитель финансовых услуг имеет право на:
- свободный выбор и приобретение финансовой услуги, без навязывания дополнительных опций;
- отказ от получения услуги (в том числе досрочное погашение кредита);
- получение достоверной информации об исполнителе услуги, о содержании услуги, ее условиях, суммах и сроках всех платежей, которые должны сделать вы и которые будут
сделаны финансовой организацией в вашу пользу;
- получение качественной и безопасной услуги, учитывающей возможные риски потери финансов и др.
Так же надо помнить следующее:
- вклады и счета граждан в банках застрахованы государством;
- заявки на выдачу кредита банки обязаны рассматривать бесплатно, полная стоимость кредита (в процентах годовых) должна быть указана крупным шрифтом на первой странице договора;
- при покупке обязательной страховки, страховая компания не вправе требовать купить еще и добровольную страховку.
Ответственность потребителя – внимательно изучить условия договора перед его подписанием, исполнять вовремя обязательства (вносить платежи по кредиту или уплачивать страховые взносы).
В случае не выполнения финансовой организацией своих обязательств по договору потребитель вправе направить в адрес организации письменную претензию о нарушении
своих прав с документальным подтверждением своей позиции. Это называется «досудебной процедурой разрешения споров». Если спор с финансовой организацией не урегулирован, то потребитель может подать обращение финансовому уполномоченному на его официальном сайте или на портале Госуслуг. Финансовый уполномоченный – лицо, уполномоченное Законом No 123-ФЗ на рассмотрение споров без суда между финансовыми организациями и их клиентами –
физическими лицами.
Финансовый уполномоченный поможет, если финансовая организация нарушила договор или закон: не выплатила или недоплатила деньги либо, наоборот, взяла с вас больше, чем положено. Проверить свой спор, подлежит ли он рассмотрению уполномоченным, можно на официальном сайте финансового уполномоченного finombudsman.ru:. Это можно
сделать, ответив всего на несколько простых вопросов.
Помощь финансового уполномоченного для граждан бесплатна, а принятое им решение — обязательно к исполнению финансовой организацией. Обращения потребителей финансовый уполномоченный рассматривает 15 рабочих дней (по спорам, связанным с неправомерным переводом пенсионных накоплений, – 20 рабочих дней) – без визита потребителя.
В случае если финансовая организация не урегулировала претензионные требования потребителя в добровольном порядке и если финансовый уполномоченный не смог разрешить конфликт, то потребитель вправе обратиться в суд, а также вправе требовать полного возмещение вреда и моральную компенсацию.
За консультационной помощью в сфере защиты прав потребителей можно обратиться в управление экономики администрации Заволжского муниципального района по адресу: г. Заволжск, ул. Мира, д. 7, каб. 33: понедельник - четверг с 08.00 до 17.00, пятница с 08.00 до 16.00, перерыв с 12.00 до 13.00, телефон: 8 (49333) 6-00-49 доб. 182