Каждый день, совершая покупки в магазинах, на маркетплейсах, онлайн-магазинах, пользуясь различными видами услуг (медицинскими, жилищно-коммунальными,
образовательными и др.), заключая договоры на выполнение работ, необходимо помнить, что все мы являемся потребителями. Поэтому немаловажно знать свои права и уметь ими пользоваться.
В Российской Федерации правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей регулируется Гражданским кодексом, Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными правовыми актами Российской Федерации. Принятый 07.02.1992 года закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» No 2300-1 с последующими изменениями и дополнениями закрепил важнейшие международно-признанные права потребителей.
Права потребителя:
- Право на получение необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
- Право на то, чтобы товар (результат работы, услуги) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
- Право на приобретение товара (результата работы, услуги), качество которого соответствует договору и предъявляемым законодательством обязательным требованиям
к качеству товара (работы, услуги).
- Право на безвозмездное устранение недостатков товара (результата работы, услуги), на возмещение убытков, возникших из-за таких недостатков, а также в случаях,
установленных законом, право на обмен и возврат товара ненадлежащего, а в некоторых случаях – и надлежащего качества.
- Право на защиту от нарушений прав, гарантированных законом.
Продавцы (исполнители, изготовители) обязаны соблюдать основные права потребителей, предусмотренные законом.
Обязанности продавцов (исполнителей, изготовителей):
- передать товар покупателю (выполнить работу, оказать услугу) в срок, указанный в договоре;
- передать товар, соответствующий договору (в том числе определенного качества, комплектности, в соответствующей договору упаковке);
- передать товар, не обремененный правами третьих лиц, либо сообщить о наличии такого обременения;
- передать с товаром принадлежности и документы, относящиеся к товару (если иное не предусмотрено договором купли-продажи);
- исполнять законные требования потребителей в установленные законом сроки (например, требование о замене товара, возврате денежных средств, устранении выявленных недостатков);
- обеспечить за свой счет проверку качества товара, в отношении которого потребителем предъявляются претензии.
Нередко наши права как потребителя нарушаются. Лучшая защита своих прав – знание правовых актов, регулирующих отношения участников потребительского рынка. Закон РФ от 07.02.1992 г. No 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) предусматривает два варианта защиты прав граждан- потребителей. Первый подразумевает досудебную защиту, т.е. претензионное производство, а второй является судебным (исковым). Потребителю, прежде чем обратиться с соответствующим исковым заявлением в суд, необходимо пройти стадию досудебного (претензионного) разрешения спора с исполнителем. Претензия подается в произвольной письменной форме, которая пишется на имя продавца (исполнителя, изготовителя) в двух экземплярах. В претензии излагается суть предъявляемых
требований, указывается факт отказа удовлетворения устных требований. В претензии должно содержаться требование добровольного удовлетворения прав потребителя. В
противном случае потребитель оставляет за собой право обратиться в суд и требовать кроме защиты его права возмещения материального и морального вреда. Претензия,
подписанная заявителем с указанием его домашнего адреса, с приложением документов по существу претензии передается адресату. На втором экземпляре необходимо сделать отметку о получении оригинала должностным лицом. Письмо также может быть отправлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении адресату. Таким образом, предъявление претензии по большинству дел о защите прав потребителей необязательно, но рекомендуется как возможный досудебный порядок урегулирования
споров, способ конкретизировать свои требования к ответчику до судебного разбирательства и документально зафиксировать момент, начала отсчета срока
удовлетворения требований потребителя.
Но потребителю необходимо так же знать, что Закон «О защите прав потребителей» распространяется не на все виды правоотношений. Есть исключения для тех, кто планирует приобрести товары и услуги.
Когда Закон о защите прав потребителей не действует?
- Если вы хотите приобрести товар (работы, услуги) не для личных, семейных, домашних нужд, а в целях осуществления предпринимательской деятельности.
- Если вы заключаете договор с продавцом (исполнителем, изготовителем), который не является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
- Услуги нотариуса. В этом случае отношения регулируются законодательством о нотариате.
- Оказание юридических услуг адвокатами регулирует законодательство об адвокатской деятельности.
- Если вы заключаете договор о безвозмездном оказании услуг (выполнении работ). Это вытекает из самого определения исполнителя, данного в указанном законе.
Если вы являетесь членом ТСЖ, ЖСК, ЖНК, СНТ, огороднического или дачного некоммерческого объединения, то на ваши взаимодействия с ними Закон о защите прав потребителей не распространяется. При этом он действует, если речь идет о предоставлении платных услуг (работ).
За консультационной помощью в сфере защиты прав потребителей можно обратиться в управление экономики администрации Заволжского муниципального района
по адресу: г. Заволжск, ул. Мира, д. 7, каб. 33: понедельник - четверг с 08.00 до 17.00, пятница с 08.00 до 16.00, перерыв с 12.00 до 13.00, телефон: 8 (49333) 6-00-49 доб. 182