15 марта 2017 года отмечается Всемирный день защиты прав потребителей.
В России этот день получил признание в 1992 году, после принятия Закона о защите прав потребителей, законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций, торгующих или оказывающих услуги системы защиты прав потребителей, а отмечается ежегодно начиная с 1994 года.
По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций -
Consumers International (CI) каждый год определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей.
В 2017 году CI призвал сосредоточиться на правах потребителей в сегменте электронной коммерции и предложил в качестве девиза слоган «Consumer Rights in the Digital Age» - «Потребительские права в цифровую эпоху». В настоящее время индустрия «электронной коммерции» по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет развивается очень динамично и набирает всё большие обороты. Онлайн-рынок открывает перед потребителями больше возможностей, давая доступ к еще более широкому ассортименту товаров и услуг, чем когда-либо прежде. Активность пользователей набирает рост в связи с общедоступностью, удобством, быстротой удовлетворения своих потребностей.
По мере глобализации данного сегмента потребительского рынка и вовлечения в него всё большего числа активных пользователей Интернетом (в том числе за счет расширения спектра соответствующих мобильных средств связи и их доступности) стали заметнее проявляться неурегулированные законодательством отношения, что позволяет недобросовестным участникам рынка использовать данное обстоятельство в целях получения максимальной выгоды в ущерб экономическим интересам и законным правам не только самих потребителей, но и добросовестных представителей бизнес - сообщества. В этой связи одна из главных проблем, на которую указала Международная организация по защите прав потребителей (CI) – это укрепление доверия потребителей к онлайн – ритейлу.
Тема Всемирного дня защиты прав потребителей имеет цель обратить внимание общественности на образовывающуюся проблему не урегулированных законодательством отношений онлайн - ритейла в ближайшем будущем.