23 ноября на базе МКОУ Заволжского лицея состоялась стажировка пилотных образовательных организаций, внедряющих компоненты федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования «Реализация учебного плана среднего общего образования с включением индивидуального проекта». В стажировке приняли участие заведующий кафедрой управления образованием ОГАУ ДПО Институт развития образования Ивановской области, Заслуженный учитель Российской Федерации Иванова Елена Васильевна, руководители и педагоги школ-пилотов, специалисты муниципальных методических служб из 12 муниципальных образований региона. Встреча прошла в форме методического моста, целью которого стал обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.
Директор лицея Петрова Наталья Викторовна во вступительном слове отметила, что проводимые в рамках пилотного проекта стажировки являются связующим звеном между организациями, реализующими опережающее внедрение ФГОС СОО, а также «мостом» к полному переходу на ФГОС среднего образования. Она выразила надежду, что результатом проведенных мероприятий станет еще один «кирпичик», заложенный в «строительство» новой системы организации образовательного процесса в старшей школе.
Заместитель директора по учебной работе Зубарева Светлана Михайловна проанализировала условия реализации учебного плана среднего общего образования с включением индивидуального проекта, познакомила присутствующих со структурой организации работы педагогического коллектива лицея. Она отметила, что проектная деятельность и итоговый индивидуальный проект позволяют обучающимся путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта «развивать ключевые компетенции личности, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию». Голубева Елена Альбертовна, заместитель директора по учебной работе, рассказала педагогам региона о реализации в рамках учебного плана программы элективного курса «Индивидуальный учебный проект», познакомила с формами представления обучающимися результатов деятельности (ученические конференции, чтения, мероприятия различных уровней соответствующей направленности и т.п.), где старшеклассники защищают свои проекты, получают оценку экспертов или членов жюри, которая и становится итоговой оценкой их деятельности, отражающейся в аттестате выпускника. Работа по формированию и развитию исследовательских и проектных умений обучающихся активно ведется также в органах ученического самоуправления под руководством заместителя директора по воспитательной работе Наталии Викторовны Пискаревой. В своем выступлении она подчеркнула, что использование проектной деятельности в практике воспитательной работы МКОУ Заволжского лицея в условиях внедрения и реализации ФГОС СОО способствует приобретению обучающимися опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности.
В рамках практического блока стажировки гости посетили занятие элективного курса в 10 классе, которое провела учитель физики высшей категории Кружилина Светлана Николаевна. На занятии обучающиеся продолжили знакомиться с этапами работы над проектом, на примере проекта «Азбука здоровья» систематизировали и обобщили полученные ранее умения, а также познакомились с новыми понятиями и способами организации собственной деятельности в работе над этапом поиска и сбора информации. Кондратьева Анна Сергеевна, учитель истории и обществознания первой категории, провела с одиннадцатиклассниками урок обществознания по теме «Государственный бюджет», на котором продемонстрировала технологии и методики работы с обучающимися, способствующие развитию умений сознательно организовывать свою познавательную деятельность, взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Достижение планируемых результатов на уроке – вклад в успешную деятельность обучающихся при работе над индивидуальным проектом. Участникам стажировки была предоставлена возможность познакомиться с непосредственными результатами работы учеников. Защита трех проектов различной направленности (научный, прикладной, краеведческий) получила высокую оценку присутствующих и сопровождалась аплодисментами в адрес обучающихся.
Практический блок стажировки закончился мастер-классом по использованию технологий Web 2.0 в образовательном пространстве исследовательской деятельности. Ведущая Голубева Елена Альбертовна, отвечая на вопрос: «Нужны ли цифровые технологии в исследовательской деятельности учащихся?» - продемонстрировала возможности различных сервисов и программ. Это позволило убедить присутствующих в том, что научно-исследовательская деятельность обучающихся с использованием технологий Web 2.0 усиливает мотивацию к обучению, при этом развиваются исследовательские навыки, осуществляется творческий подход, что значительно повышает качество образовательного процесса. Педагоги пришли к выводу: исследовательская деятельность с активным использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет создать особое образовательное пространство, в котором учащимся комфортно учиться, а преподавателю интересно учить. В ходе мастер-класса педагогам представилась возможность самим поработать в роли обучающихся и опробовать на практике использование некоторых web-ресурсов.
Финальной точкой мероприятия стало подведение итогов. Елена Васильевна Иванова провела интенсивную рефлексию, в ходе которой участники стажировки отметили наиболее понравившиеся направления работы педагогического коллектива лицея (использование технологий Web 2.0, реализация программы элективного курса, представление обучающимися своих проектов, формы работы на уроке и др.). Затем она отметила, что опережающее внедрение компонентов ФГОС среднего общего образования на сегодняшний день в регионе является одной из сложнейших задач образования. Однако администрация и педагогический коллектив лицея достойно справляются со всеми трудностями, формируя у обучающихся необходимые умения для реализации проектной деятельности, обеспечивая при этом их всем необходимым для ее успешного завершения. Елена Васильевна пожелала педагогам лицея идти дальше и предложила распространить опыт работы на уровне региона при поддержке ИРО.
С помощью он-лайн сервиса Kahoot, являющегося инструментом мобильного обучения, администрация лицея провела небольшой опрос по представленному опыту работы. Участники стажировки позитивно оценили деятельность педагогического коллектива лицея, поблагодарили организаторов мероприятия и наметили пути дальнейшего сотрудничества в рамках проекта по опережающему введению компонентов федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.