15 ноября 2018 года МКОУ Заволжский лицей открыл двери для педагогической общественности муниципалитета, организовав Единый методический день. Лицей как соисполнитель инновационного проекта «Механизмы внедрения системно-деятельностного подхода с позиций непрерывности образования (ДО – НОО – ООО)» федеральной инновационной площадки НОУ "Институт системно-деятельностной педагогики" под научным руководством д.п.н., профессора Л.Г.Петерсон в этот день присоединился к Всероссийскому фестивалю (флэш-мобу) «Один день из жизни образовательной организации в технологии деятельностного метода». Педагоги лицея активно внедряют данную технологию с 2015 года, после того как прошли курсы повышения квалификации. В программу дня были включены открытые уроки, внеурочные занятия, мастер-классы, проводимые в технологии деятельностного метода.
Открыли фестиваль первоклассники. В начале второй четверти они стали изучать надпредметный курс «Мир деятельности», основная цель которого – создание теоретического фундамента для формирования у обучающихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств. Это принципиально новый путь к формированию УУД и умению учиться в целом, тем интереснее было педагогам побывать на этом занятии. Внеурочное занятие данного курса по теме «Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности» в 1-б классе провела учитель высшей квалификационной категории Иванова Ольга Владимировна. Это занятие является первым в цикле уроков по ценностной линии и направлен на формирование у первоклассников личностного качества «активность» как качества, помогающего ученику быть успешным в учебе. Данное понятие и стало новым знанием, которые самостоятельно открыли для себя первоклассники и зафиксировали в виде эталона: Активность в учебе – это выполнение учеником всех заданий с желанием. На Солнышке со Смайликом, образом ученика, «зажегся» первый лучик – активность. В течение года первоклассники добавят к Солнышку лучики-качества ученика «честность», «терпение», «доброжелательность». Занятие, по словам присутствующих, прошло на одном дыхании. Вначале первоклассники немного испугались такого количества гостей, но быстро освоились и успешно справились со всеми сложными для них заданиями.
Урок математики в 4 «Б» классе по теме: «Умножение на трехзначное число, в разряде десятков которого стоит нуль» учитель высшей квалификационной категории Тихомирова Людмила Владимировна начала с интриги. Ребята сразу включились в активную учебно-познавательную деятельность, чтобы разгадать имя «тайного» гостя, день рождения которого отмечается 18 ноября. Выполняя задания и проходя этапы урока, ребята собирали подсказки. Испытав затруднение при выполнении пробного действия, четвероклассники самостоятельно поставили цель своей деятельности, на ее основе сформулировали тему и составили план работы. Также самостоятельно, работая в группе, «открыли» новое знание, составили алгоритм умножения на трехзначное число и зафиксировали открытое знание в форме эталона. Обучающиеся учились рассуждать, слушать друг друга и отстаивать свое мнение. На этапе рефлексии школьники соотнесли цель урока и результат, пришли к выводу, что хотя цель достигнута, но необходима тренировка. Каждый составил собственную программу действий для выполнения домашнего задания. Ну, а тайным гостем, именинником оказался Дед Мороз.
Урок химии по теме: «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций" в 11 классе для физико-химической профильной группы провела учитель высшей квалификационной категории Виноградова Наталья Александровна. Планирование урока на основе системно-деятельностного метода помогло ребятам много работать самостоятельно: они вывели формулу для нахождения скорости химических реакций, выдвигали гипотезы о том, можно ли влиять на скорость протекания химических реакций. Значительная часть урока была занята экспериментальной деятельностью обучающихся, именно проведенные эксперименты стали основой для выводов. Ребята снимали опыты на камеру телефонов и размещали ролики на виртуальной доске в сети Интернет. В заключение урока одиннадцатиклассники «встроили» новый материал в уже известную им систему знаний и порассуждали о том, где в повседневной жизни им это может пригодиться.
На уроке английского языка по теме: «Знаменитые первопроходцы» учитель высшей квалификационной категории Соотс Оксана Вячеславовна знакомила учащихся 6-а класса с творчеством и биографией известного мультипликатора США Уолта Диснея. Ребята под руководством учителя сформулировали цель урока и определили маршрут, который помог им шаг за шагом её добиться. Движение по намеченному пути оказалось очень не простым, но увлекательным и познавательным. Обучающиеся смотрели видеоролик о том, как зарождались первые мультфильмы, разыгрывали диалоги, слушали саундтрек к известному мультфильму «Русалочка» и знакомились с фактами биографии человека, ставшего олицетворением так называемой «американской мечты». Завершающим этапом маршрута стали мини-проекты учащихся. Подводя итоги урока, ребята сделали вывод о том, как и где они могут применить полученные на уроке знания.
Еще один урок для шестиклассников (в 6-в классе) - русского языка «Правописание букв о-а в чередующихся корнях зар-зор» – провела учитель высшей квалификационной категории Мухина Татьяна Игоревна. Она пригласила обучающихся в … поход. Занимательный материал урока (сборы в поход, посиделки у костра, восхищение красотой природы) стал мотивацией для погружения в мир чередующихся гласных. Конечно, поход оказался виртуальным, а главным на уроке стали знания, которые ребята не получали в готовом виде, а добывали сами в процессе учебно-познавательной деятельности. Работа в парах, группах, самооценка, использование элементов интерактивного опроса Plicers – все это помогло обучающимся в усвоении знаний, а учителю – спланировать дальнейшую траекторию изучения темы.
Урок «Испарение и конденсация» был разработан учителем физики высшей квалификационной категорией Кружилиной Светланой Николаевной в соответствии с требованиями к современному уроку по ФГОС. В основе его лежит системно-деятельностный подход, тип урока соответствует дидактической системе метода «Школа 2000…» относится к уроку «открытия» нового знания. Включению в поисковую работу способствовала проблемная ситуация, связанная с необходимостью самостоятельно провести эксперимент, зафиксировать результат и озвучить получившийся результат для всех одноклассников. При введении нового материала задача учителя заключалась не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами пришли к решению проблемы урока и сами объяснили результаты. Именно личностный смысл стал основой учебной деятельности восьмиклассников.
Педагоги, присутствующие на открытых уроках и мероприятиях, отметили высокий уровень их проведения. Технология деятельностного метода вызвала интерес у преподавателей муниципалитета. Каждому был выдан буклет, который поможет желающим приобрести собственный опыт организации уроков в данной технологии, целиком и полностью соответствующей требованиям ФГОС. Этому также способствовали заседания муниципальных методических объединений, на которых состоялось обсуждение технологии деятельностного метода, сравнение ее с традиционными технологиями.
Мастер-класс по работе в этой технологии на уроках развития речи провела учитель русского языка высшей квалификационной категории Шмелева Е.Д. На примере урока подготовки к написанию сочинения С1.3 ОГЭ по русскому языку педагог продемонстрировала методы и приемы самостоятельной работы на уроке открытия нового знания. Дидактический материал, предложенный учителем, словесники района взяли в свои педагогические копилки.
На муниципальном семинаре учителей иностранного языка на тему «Преподавание иностранного языка в русле системно-деятельностного подхода». Соотс О.В. провела самоанализ урока, продемонстрировав, как работает деятельностный метод на каждом этапе урока открытия нового знания. Свои наработки по данной проблеме представили педагоги района – Цветкова Л.В., Мусеева Г.А., Лебедева С.П., Шевелёва Е.В.
Мастер-класс по подготовке к ОГЭ по математике «Всех учить всему» провела учитель МКОУ СОШ № 3 Грызунова Лариса Валерьевна. Она предложила наработанные собственным опытом пути решения проблемы подготовки к экзамену по математике. Учитель не боится проблем, ведь именно трудности приводят педагога к движению и творческому поиску. Ее система основана на делении класса на группы (коррекции и развития) в зависимости от уровня подготовки, постоянную диагностику знаний через дистанционные формы контроля. Идеалом педагога для всех ступеней образовательной лестницы являются слова Я.А. Каменского «Всех учить всему», которые могут стать жизненным девизом всех преподавателей.
Администрация МКОУ Заволжского лицея благодарит всех участников фестиваля за интерес к инновационной педагогической деятельности лицея и желает всем творческого поиска и совершенствования педагогического мастерства.
Петрова Н.В., ГолубеваЕ.А.