Так говорится в известной современной поговорке. Покупателями или потребителями мы являемся каждый раз, когда мы что-то покупаем или пользуемся какими-то услугами. И неважно, что мы покупаем или потребляем. Это может быть не только покупка каких — то продуктов питания, одежды или товаров для дома, но и посещение поликлиники или пребывание ребенка в детском саду или школе, покупка туристической путевки и оплата коммунальных услуг или покупка недвижимости. Каждый день мы остаемся покупателями или потребителями.
Ежегодно 15 марта в мире празднуется Всемирный день защиты прав потребителей. Впервые этот праздник начал отмечаться с 1983 года, в годовщину выступления на Конгрессе американского президента Джона Ф. Кеннеди. В России этот день получил признание после принятия Закона о защите прав потребителей в 1992 году. С момента вступления Российской Федерации во Всемирную организацию Союза потребителей в 1996 году, было положено начало празднования этого дня в России.
По традиции Международная ассоциация потребителей (Consumers international, СI) каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей. В 2019 году он проходит под девизом «Trusted Smart Products» - Цифровой мир: надежные смарт-устройства.
К смарт-устройствам традиционно относятся так называемая «умная электроника»: смартфоны, фитнес-трекеры, голосовые помощники, «умные» телевизоры, часы и т.п. Такие смарт-продукты отличаются тем, что имеют функции подключения к Интернету и они непосредственно получают, собирают и отправляют самые различные данные о потребителях и потребительском поведении.
По мере того, как все больше людей подключаются к Интернету во всех уголках планеты, смарт-устройства вскоре станут повседневной реальностью для потребителей во всем мире, что ознаменует коренное изменение процесса взаимодействия людей с умной электроникой, гаджетами и продвинутыми услугами.
Появление «умных» технологий приносит много возможностей для потребителей, однако существуют некоторые серьезные причины для беспокойства: отсутствие безопасности или сетевая уязвимость, утечка информации или нарушение конфиденциальности личных данных, нераскрытие информации о рисках, а также отсутствие ясности в отношении того, кто несет ответственность при возникновении возможных убытков.
Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и активное использование таких новых технологий как: распознавание лиц и отпечатков пальцев, геолокационные и облачные сервисы.
Предстоящий Всемирный день защиты прав потребителей будет хорошим поводом еще раз обратить внимание на то, что прогресс цифровых технологий должен прежде всего учитывать разносторонние интересы потребителей: это и право на качество и безопасность «умной электроники», право знать о том, как собирается, обрабатывается и используется личная информация.
День защиты прав потребителей очень важный и нужный праздник. Именно он помогает нам вспомнить о том, что все мы имеем право на безопасность, правдивую информацию, свободу выбора и право быть услышанным. Зная об этом шансов получить некачественную услугу гораздо меньше. Ведь если и продавец, и покупатель будут помнить свои права и обязанности, спорные вопросы будут решаться бесконфликтно.
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами.
По вопросам, связанным с проблемами в сфере потребительского рынка и услуг, можно обратиться в отдел экономики администрации Заволжского муниципального района по адресу: г. Заволжск, ул. Мира, д. 7, кабинет 33. Контактный телефон: 6-00-49 (доб. 182).