В рамках Всемирного дня защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта, администрацией Заволжского муниципального района была организована работа «горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей. На поступившие вопросы отвечали специалисты отдела экономики. В ходе «горячей линии» заволжцы интересовались:
- Почему не во всех магазинах можно рассчитаться за покупку банковской картой?
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), у которого выручка от реализации товаров за предшествующий календарный год превышает 40 миллионов рублей, обязан обеспечить возможность покупателю оплачивать товар платежными картами. Если выручка от реализации товара составила менее 40 млн. руб., то продавец вправе реализовывать товар только за наличный расчет. Администрация Заволжского муниципального района не может обязать продавца обеспечить возможность применения платежных карт для оплаты товара в торговом объекте.
- Приобрели сотовый телефон, который через 7 дней сломался (стал самопроизвольно выключаться). Принесли телефон в салон с требованием обменять его на исправный, т.к. не прошло 15 дней с момента приобретения. Но его взяли на проверку качества. Правильно ли они сделали?
Да, в салоне сотовой связи поступили в соответствии с законом.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков в течение 15 дней со дня передачи потребителю товара вправе потребовать его замены. На основании ст. 21 Закона в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец обязан заменить такой товар в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом - в течение 20 дней со дня предъявления указанного требования.
- Приобрели в аптеке готовые очки. Дома оказалось, что оправа не очень удобная, можно ли обменять на другие?
Покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Но не все товары надлежащего качества подлежат обмену. Перечень таких товаров утвержден Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»). В данном случае очки входят в этот перечень товаров (п. 1) и обмену не подлежат.