#Победа75! Акция Заволжской городской библиотеки «Наши читатели - дети войны» продолжается
Все дальше уходят годы военного лихолетья. Что останется грядущим поколениям? Память!
Совсем мало остается ветеранов Великой Отечественной войны, редеют ряды тружеников тыла. Остаются еще дети войны. Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся снаряды, свистят пули, горят дома, гибнут люди.
Что могли понять и запомнить маленькие дети? Детская память избирательна и обрывочна.
АННЕ ВАСИЛЬЕВНЕ ФЕСЬКОВОЙ (Осадчей) было всего пять лет, когда началась война. Она поделилась своими воспоминаниями о военном детстве.
Родилась Анна в 1936 году на Брянщине, в деревне Добрик Унеченского района. Родители работали в колхозе. Отец был хорошим плотником. В семье было 5 детей – 3 сестры и 2 брата.
«Начало войны помню плохо, - говорит Анна Васильевна в начале беседы. – Помню, как бежали в лес, когда узнали, что идут немцы. Ехали на повозках: женщины, дети, какая-то животина… В лесу первое время спали под повозками, потом взрослые выкопали землянки. Жили в землянках. Взрослые уходили в лес, собирали грибы, ягоды. По ночам ползали на колхозные поля за картошкой. Было очень голодно, постоянно хотелось есть».
В лесах Брянщины были партизанские отряды. В их селе оставили старосту. Однажды партизаны, переодевшись в немецкую форму, заехали в деревню и как бы увязли в грязи. Староста собрал жителей, которые оставались в деревне, чтобы помогли вытолкать машину. Сам старался больше всех. Когда машина выехала из грязи, партизаны схватили старосту и затолкали в машину. Об этом случае Анна узнала от брата.
Однажды партизаны повесили на ветряке (ветряной мельнице) немца. Потом пришли фашисты и сожгли всю деревню. Дом Осадчих стоял немного в стороне, в проулке, поэтому уцелел.
Когда немцы ушли, жители вернулись из леса. Но жить было негде. Землянки уже рыли на месте сожженных домов.
Анна Васильевна вспоминает, что жили впроголодь. Ели лебеду, липу, из мерзлой картошки пекли лепешки - «тошнотики». Их так называли потому, что с них постоянно тошнило.
Помнила, как женщины пахали на себе землю. Лошадей не было.
«Мою тетю хотели угнать в Германию. Она была красивая, статная. В дороге ей удалось сбежать. Она просидела сутки в болоте, по горло в воде. Еле выжила. Домой пришла вся распухшая. Долго ее выхаживали. А прожила она до 90 лет».
День Победы Анна помнила плохо, на семью обрушилась новая беда: мародеры сожгли их дом. Поселились в каком-то полуразрушенном сарае.
Отец вернулся домой в 1947 году. Как хорошего плотника, его оставили в Германии восстанавливать хозяйство. Отца отпустили, когда дошло известие о несчастье дома. В Германии ему собрали одежду и обувь для погорельцев.
«Когда отец приехал домой, вот тогда было настоящее счастье и веселье. Собрались все земляки. Шли кто с куском хлеба, кто с картошкой, кто с ложкой. После войны всем жителям стали выписывать лес, отстраивали дома. Отец помогал строиться».
Анна закончила 8 классов. Уехала в поселок Белая Березка на деревообрабатывающий комбинат. Там вышла замуж, родила детей – сына и дочь.
Дочь Рая после окончания Калужского молочного техникума приехала работать в Заволжск на молокозавод.
В девяностых Анна Васильевна тоже стала жительницей нашего города, где проживает и сейчас.
Н.А. Харина, библиотекарь МКУК «Заволжская ГБ»
На фото: 1. В молодости.
А.В. Феськова с супругом.
А.В. Феськова справа