#75Победа! Заволжская городская библиотека продолжает акцию «Наши читатели – дети войны».
Сегодня наш рассказ о нашей читательнице с многолетним стажем Нине Матвеевне Виноградовой.
45 лет она проработала педагогом дошкольного воспитания. На работу шла как на праздник. Со своими выпускниками до сих пор встречается как с родными людьми. Это очень чуткий и отзывчивый человек. На нашу просьбу поделиться воспоминаниями о военном детстве и судьбе своей семьи Нина Матвеевна охотно откликнулась.
ДЕТСТВО
Родилась 16 марта 1939 года в рабочем поселке Заволжье в простой рабочей семье. Семья состояла из 6 человек: отец Виноградов Матвей Кириллович, мать Ираида Николаевна, старшая сестра Валентина, брат Владимир и младшая сестра Лида. Образование родителей, как они выражались, один класс да два коридора.
Мы жили в доме-блоке. Условия жизни были не радужными. Отсутствовал водопровод, воду носили с колонки. Жили мы с одной кухней на пять семей, затем переехали в другую комнату с кухней на две семьи. Комнатка была очень маленькой, да еще место занимала печка-столбянка. От подвала в квартире было влажно. Нас донимали блохи, особенно по ночам.
Жили тяжело, бедно и голодно. Из мебели стояли стулья, стол, узкая деревянная кровать, самодельная раскладушка и железная кровать. Места всем не хватало, и кому-то приходилось спать на стульях возле печки. Питались, чем придется.
Мы содержали небольшой огород и радовались, когда начинали созревать овощи. Мама приносила нам морковку, брюкву, стручки гороха. Помню, как мы с мамой ходили на картофельники и собирали полугнилую картошку. Мы терли ее на терке и делали крахмал для киселя. Из остатков пекли оладьи, прозрачно-синие, после них мне становилось плохо. Щи варили из крапивы и овощной ботвы. Компот - из недозрелых помидоров. В картофельный суп добавляли соленую кильку, чтобы он имел хоть какой-то вкус. Ели дуранду – спрессованные жмыхи из оставшихся отходов от производства муки, плотные и твердые брусочки неприятного цвета. Мы их грызли, а маленькие кусочки сосали, как конфету. Вот уж радость, когда убирали капусту! Папа очищал капустные кочерыжки, и нам нравилось, как они хрустели на зубах. Это было для нас просто лакомство!
Помню, как с сестрой посещали детский сад. Двухэтажное деревянное здание находилось там, где сейчас профилакторий «Горизонт». Позже нас перевели в ясли-сад (современное здание РОВД). Моя любимая воспитательница Ираида Ивановна Невзорова всегда встречала доброй улыбкой и ласковым взглядом. Летом 1945 года детский сад вывозили на дачу в д. Патракейка. Дача располагалась рядом с храмом, посреди красивой природы. Эта картина до сих пор жива в моей памяти.
Когда подросли, стали самостоятельно покупать хлеб в магазине. Времени на это уходило много. С утра занимали очередь и ждали, когда привезут хлеб. А привозили хлеб – и начиналась давка. Всем хотелось купить побыстрее, а главное – чтобы всем хватило.
Игрушек у нас не было. Кукол шили из тряпок, рисовали им лица, а затем наряжали и играли. Летом очень любили играть со стекляшками. Мы их собирали на старой свалке, где когда-то была усадьба Фроловка. На лугу нас собиралось много, и мы соревновались, кто найдет самую красивую стекляшку.
Самое любимое развлечение для детей – это дворовые игры «Догонялки», «Прятки», «Лапта», «Жмурки». Мальчишки часто играли в «Городки», а девчонки любили прыгать через веревочку.
Зимой вся детвора собиралась на горе возле бывшей усадьбы Фроловка. Мама пряла шерсть, вязала нам варежки, шапки, шила сатиновые шаровары, а папа подшивал валенки и готовил большие санки. Было очень весело. Замерзшие, мы возвращались домой.
Помню, вот наступила весна. Воды на улицах много. Солнце манило гулять, а подходящей обуви не было. Наш сосед Витя Михайлов, он был тогда взрослым молодым человеком, склеил нам с сестрой сапоги из резины, из которой делают камеры для автомобилей. Они были такие тонкие, холодные, и для тепла мы наматывали на ноги портянки. Поскольку он любил пить кипяток, мама рассчиталась с ним за работу карамелью. Как сейчас помню, карамельки были прозрачные, красные и зеленые, похожие на крыжовник.
Отец и мать, как могли, заботились о нас. Много делали своими руками. Как-то папа нашел в подвале брошенную швейную машинку «Зингер». Она не работала, и челнок в ней был очень сложный. Отец в ней разобрался и починил. Она нам очень и очень долго служила. Я тоже на ней шила.
Сколько я себя помню, отец работал на заводской электростанции (в дизельной), подавал свет в цеха завода и на поселок. Он был трудолюбивым и аккуратным в любой работе. Считался хорошим работником и был уважаем среди людей. Если случалось, что гас свет, то кроме него никто не мог устранить аварию. За ним приходили и в ночь, и за полночь. Правда, у отца было плохое здоровье, поэтому он не был участником ВОВ. В конце сороковых годов он заболел сахарным диабетом. О болезни тогда еще мало знали, лекарств не было. Инсулин нам присылала родственница из Эстонии. С папой часто случались приступы, и он лежал в больнице. Нормы питания были ограничены.
В 1950 г. по причине здоровья отца и предписанию врачей мы переехали в старый деревянный одноэтажный дом с глубоким подвалом по улице Фрунзе. Мы думали, что он когда-то принадлежал служащим хозяина завода, а позже поделен на три квартиры. Жилая площадь у нас увеличилась.
В квартире стояла русская печь и печка «буржуйка». Мы с отцом пилили дрова, запасали уголь, работали на огороде.
Больше всех в семье доставалось маме. Помню, осенью в начале 50-х мама послала моего брата, можно сказать, с последними копейками купить хлеб. Я видела ее переживания. Она думала: «А что будет завтра?» Вдруг приходит Володя, подает маме хлеб и сырую сторублевую купюру, которую нашел в водосточной канаве при переходе через нее в магазин. Семья была спасена. Мама благодарила Господа за послание.
Мама работала в СМУ, тяжело ей приходилось. Копала траншеи, котлованы и на жаре, и на ветру, и на морозе. Каждый день думала, чем нас накормить и во что одеть. До сих пор задаюсь вопросом, а что же она сама ела?
Нас окружали хорошие люди. Мама жила, большей частью, на заемные деньги. Она у одних занимала и, чтобы вернуть их в срок, перезанимала у других. Таким образом, она не теряла доверия людей к себе.
Однажды с ней случилась беда. Она с группой рабочих грузила в карьере песок, и ей придавило ноги огромной глыбой замерзшего песка. Ноги почернели, и она долго лежала в больнице. Мы очень переживали и, как могли, управлялись в доме. Я считаю, что она своим трудом внесла вклад в основу построения города. За время ее работы были построены микрорайоны «литера» и «постройка», некоторые цеха в заводе и многие другие объекты.
Я росла и менялась, и город рос, меняясь вместе со мной.
О ВРЕМЕНИ, ПРОВЕДЕННОМ В ДЕРЕВНЕ
Летом большую часть времени я проводила в деревне Мауриха Юрьевецкого района, что расположена на правом берегу Волги и на левом берегу реки Елнать. Дом стоял на краю деревни, на горе. Проживали в нем бездетные дедушка Сергей и бабушка Шура. Они приходились маме крестными. Света в деревне не было, пользовались лучиной и керосиновой лампой. Добирались мы до них пароходами «Красная Чувашия» и «Новатор». Еще их называли «котомошники», потому что все пассажиры были с котомками наперевес и сидели на полу рядом с нехитрым скарбом, так как на пароходе было мало мест.
Пароход шел очень медленно и на нашу пристань прибывал в 12 часов ночи. Помню, был 1942 год, только что народился брат. Маму нужда заставила поехать в деревню. Вот ночью, сойдя с парохода, в темноте, мы с сестрой (ей 4,5 года, а мне 3 года) с обеих сторон держим маму за подол, а она двумя руками держит брата, подвязанного к груди. Вдруг в начале пути нас догнали двое военных, высокие, стройные, в гимнастерках. Взяли они нас с сестрой на руки и донесли до самого дома. Поставили нас на крыльце, а сами побежали с горы, продолжая свой путь. Мама и мы очень часто с благодарностью их вспоминали. Этот случай я хорошо помню, хотя и была маленькая.
Мне очень нравилось в деревне. Чуть постарше я помогала бабушке по утрам выгонять скот на пастбище, а вечером встречала. Носила пастуху обед, если был наш черед, помогала мыть полы, по субботам носила воду в баню. Бани стояли у нас под горой, их топили по-черному. Это был словно праздник. Все проходили мимо нашего дома, а, помывшись, садились на горе отдыхать.
Помогала бабушке и в поле работать. Рожь и пшеницу жали серпами. Я помогала бабушке вязать снопы. Мне нравилось, когда цвел лен. Поле было голубое, словно море. Когда лен вызревал, его теребили и вязали в снопы. Так я помогала бабушке зарабатывать трудодни, которые записывали в специальную книжку. Еду мы брали с собой в поле. Она пекла очень вкусные колобки. После обеда, в жару, бабушка отдыхала, а я вместе с деревенскими ребятишками окучивала капусту и свеклу.
Очень любила пору сенокоса. Помогала сушить и убирать сено в сарай и на сеновал. Мне очень нравился запах сухого сена. Где-то в начале 50-х появился первый комбайн. Первым комбайнером был дядя Гена Дивилов. Мы с ним выезжали в поле, и он катал ребятишек.
Раньше по Волге и Елнати сплавляли много леса, и на берег выбрасывало бересту и разные чурочки. Я брала корзину и все это собирала. Берестой мы растапливали печь и самовар. Я и сейчас с тоской и любовью вспоминаю время, проведенное в деревне: как купались и катались на лодке, взбирались на черемуху... Когда слышу песню «Деревенька», у меня сразу все всплывает в памяти. Хотя жизнь была трудной, но и среди такой жизни вспоминаются минуты счастья и радости.
ГОДЫ УЧЕБЫ
В первый класс я пошла в 1947 г. Портфель мой был сшит из тряпки. Школа находилась в 2-х этажном деревянном доме на втором поселке. Путь к школе лежал через овраг - спуск с горы возле музея. Классы были проходные. Первую учительницу звали Мария Михайловна Посабцева. Она была строгая. В этой школе я проучилась два года, а потом перешла в школу № 2, где в годы войны располагался госпиталь (здание бывшей ШРМ). В 1952 году открыли новую школу, которую построил завод (в настоящее время в ней обучаются начальные классы лицея). В 1953 г. ярким воспоминанием стала линейка в школе, посвященная смерти Сталина. Все дети плакали.
Так я продолжала учебу, переходя из класса в класс. Я хорошо рисовала и несколько лет была членом классной редколлегии. Николай Иванович Дорин, учитель рисования, брал мои рисунки для выставки. Еще в начальных классах у меня зародилась мечта стать учителем начальных классов, но мечте не суждено было сбыться. В 1956 году в 10 классе, после первой четверти, я прекратила учебу по состоянию здоровья. Сидела некоторое время дома и лечилась. Семья была большая, жить трудно. Посовещавшись с родителями, я пошла работать.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Моя трудовая деятельность началась в 1958 году. Выбора работы не было. Пошла зарядчицей на ткацкую фабрику № 2 г. Кинешмы. Работа тяжелая, и до работы далеко добираться. На переправу ходила под Порозово. Самочувствие мое стало ухудшаться, и, проработав восемь месяцев, я уволилась. Со своих первых заработков купили брату аккордеон. Он очень о нем мечтал. В 1959 году устроилась в СМУ разнорабочей. В это время строился цех ЖБИ. В 1960 году меня от работы направили в г. Иваново на курсы крановщиков.
После курсов я работала на ЖБИ на мостовом кране, но мечта о получении среднего образования не покидала меня. На ЖБИ поначалу работы было немного, здоровье улучшилось, и пошла я в ШРМ, чтобы закончить десятый класс. Получила аттестат и в 1961 году поступила в Кинешемское дошкольное педагогическое училище. Я хорошо преуспевала в педагогике, в рисовании, на уроках труда.
В 1963 году хорошо окончила училище и по направлению уехала на работу в Иваново. В 1964 году волею судьбы уехала на Украину, продолжив работать по специальности. В 1975 году по просьбе мамы я вернулась в Заволжск и стала работать воспитателем в детском саду № 3 и № 7 до выхода на пенсию.
Выход на пенсию совпал со сложным положением в стране - пенсионеров сокращали, но меня отстояли родители, и я продолжила трудиться до конца 1996 года. С начала 1997 г. д/сад № 7 закрыли. С лета 1997 г. по 1999 г. я работала временно в д/саду № 4.
С 2002 г. пенсионерам позволили работать и получать пенсию. Я продолжила работу и отработала еще 10 лет и 7 месяцев. Мой педагогический стаж составляет 45 лет. Закончила работу на 73-м году жизни.
Работалось легко. Не было никаких конфликтов ни с детьми, ни с родителями. Сама изготовляла различные пособия для занятий, рисовала картины, плакаты, макеты, шила костюмы для развлечений на взрослых и детей. Принимала участие в выставках.
Все свои знания и умения я старалась передать детям, начинающим педагогам, никому не отказывала в помощи, готовила воспитателей к конкурсам и открытым занятиям. Взамен я получала слова благодарности и комплименты. Иметь работу по душе – большое счастье!
За свой труд я награждена Почетными грамотами, дважды занесена в Книгу Почета и на Доску Почета, бесплатной путевкой в Болгарию, Грамотой Департамента образования Ивановской области, Благодарственным письмом Заволжского лицея за воспитание внука и активное участие в творческих конкурсах. Имею медали «Ветеран труда» и «К 50-летию г. Заволжска».
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Для работы с детьми мне нередко приходилось придумывать загадки, стишки к сценариям, к сюрпризным моментам. Примерно с 1997 года я начала сочинять адресные поздравления для своих близких и знакомых. Сочиняю по сей день по мере необходимости.
По просьбе коллег сочинила стихотворение к 75-летию Победы.
ТАКОЕ ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ…
Десятки лет прошли,
Как кончилась война,
Но в памяти людей
Она ещё жива.
Я помню бабушку свою,
Как плакала она,
Как весточку от сыновей
С войны она ждала.
Как трудно в годы те жилось
Всем людям, всей стране -
Один вернулся жив-здоров,
Другой погиб в огне.
Из памяти своих родных
Он не исчезнет никогда,
И занял место он в строю
Бессмертного полка.
А третий сын вернулся без руки,
Он часто вспоминал об ужасах войны:
Как раненный в плечо,
На землю он упал,
И рыжий, гадкий немец
Сапоги с него сдирал.
Я помню тетушки рассказ,
Ведь слушала его не раз.
Трудились люди и в тылу,
Чтоб поддержать солдат в бою.
Трудились женщины,
Подростки, старики.
Хлеба растили, лес пилили,
Вязали теплые носки.
Боеприпасы пополняли,
И это всё на фронт солдатам отправляли,
Чтобы советские войска
С родной земли врага изгнали.
Далась победа нелегко,
Но всё ж они её завоевали!
Как много жизней унесла
Проклятая война,
Но помнят люди до сих пор
Героев имена!
Подготовили А.С. Миловидова, Л.В. Девочкина,
Заволжская городская библиотека