Мой выбор, Моё будущее

С.С. ВОСКРЕСЕНСКИЙ

 

 

 

 

 

Губернатор Ивановской области 

 
 
 
       
 
 
 

 

 

 

 Временно исполняющий полномочия Главы Заволжского муниципального района

В.С.Бусурин

 Интернет-приемная

Анонсы
Информация
Юридический адрес:
155412 Ивановская обл.,
г. Заволжск, ул. Мира, 7
Телефон: 8(49333) 6-00-49
Факс:
8 (49333) 6-00-49 
Эл. почта:
37zavadm@ivreg.ru
 

  

                 

 

 

 

 

 


Ивановская транспортная прокуратура

27 июня 2023 г.

I          Ивановская транспортная прокуратура напоминает, что документы, подвергшиеся ламинированию, препятствуют фактической сверки личности пассажира с документом ее удостоверяющим.

Ламинирование документов влечен невозможность их дальнейшего использования.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» ламинирование является основанием для повторной выдачи органом записи актов гражданского состояния свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.

 

II         Ивановская транспортная прокуратура информирует об расширении перечня медицинских осмотров, которые необходимо проходить работникам железнодорожного транспорта

Так, Федеральным законом от 13.06.2023 № 221-ФЗ «О внесении изменений в статью 25 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» указанные лица наряду с обязательными предрейсовыми или предсменными медицинскими осмотрами будут проходить обязательные послесменные или послерейсовые медицинские осмотры.

Кроме этого, законом упрощается порядок проведения обязательных предрейсовых, предсменных, послерейсовых и послесменных медицинских осмотров - закреплено, что допускается проведение указанных медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья (дистанционный медицинский осмотр).

Установлено, что проведение дистанционных медицинских осмотров не осуществляется в отношении работников, выполняющих работы, непосредственно связанные с управлением железнодорожным подвижным составом, осуществляющим перевозку пассажиров, а также опасных грузов при выполнении специальных железнодорожных перевозок.

Также при проведении дистанционного медицинского осмотра должна быть обеспечена идентификация личности работника, проходящего такой медицинский осмотр, исключающая его прохождение иным лицом.

Федеральным законом предусмотрено, что в отношении работника, проходящего медицинские осмотры в дистанционной форме, не менее двух раз в год в очной форме проводятся химико-токсикологические исследования наличия (отсутствия) в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Кроме этого, документом закреплено, что порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте, а также порядок проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров и обязательных послерейсовых или послесменных медицинских осмотров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с Минздравом.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года.

 

III       Ивановская транспортная прокуратура разъясняет, что применение дисциплинарного взыскания не может служить основанием для лишения работника на весь срок действия такого взыскания входящих в состав заработной платы стимулирующих выплат или произвольного снижения их размера

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.06.2023 № 32-П часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации признана не соответствующей Конституции Российской Федерации и ее статьям, поскольку она порождает возможность произвольного установления на локальном уровне правил исчисления отдельных выплат, входящих в состав заработной платы, и тем самым (во взаимосвязи с соответствующими положениями коллективного договора и локальных нормативных актов) позволяет без учета количества и качества затраченного труда, а также иных объективных критериев уменьшать размер заработной платы работника, имеющего неснятое дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание не может служить основанием для лишения работника стимулирующих выплат. Дисциплинарное взыскание также не является препятствием для начисления работнику дополнительных выплат, право на которые обусловлено его непосредственным участием в осуществлении финансируемых в особом порядке видов деятельности и достижением определенных результатов труда.

Факт применения к работнику дисциплинарного взыскания может учитываться при выплате лишь тех премиальных выплат, которые начисляются за период, когда к работнику было применено дисциплинарное взыскание.

Конституционным Судом установлено, что снижение размера указанных премиальных выплат во всяком случае не должно приводить к уменьшению размера месячной заработной платы работника более чем на 20 процентов.

 

IV       Ивановская транспортная прокуратура разъясняет, что задержкой рейса признается перерыв в воздушной перевозке по вине перевозчика (авиакомпании) или вынужденная задержка самолета при отправке и (или) в полете.

Основными причинами задержки рейсов являются технические неисправности воздушного судна, неблагоприятные погодные условия, позднее прибытие воздушного судна.

В случае задержки рейса время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете (п. 99 Федеральных авиационных правил, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82)

Услуги, которые пассажир вправе получить в аэропорту при задержке рейса (п. 99 Федеральных авиационных правил)

При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

- предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

- два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

- обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

- обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;

- размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;

- доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

- организация хранения багажа.

Услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

Кроме того, при задержке рейса пассажир имеет право на отказ от полета.

Такой отказ от перевозки считается вынужденным, и в данном случае перевозчик обязан вернуть стоимость авиабилета (п. 2 ст. 108 ВК РФ; п. 227 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82).

Также пассажир вправе обратиться к перевозчику (авиакомпании) с претензией о возмещении убытков, которые он понес в связи с задержкой или отменой рейса.

К претензии в адрес перевозчика пассажиру необходимо приложить копии документов, подтверждающие понесенные убытки. Претензия предъявляется перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. При внутренних воздушных перевозках такая претензия предъявляется в течение шести месяцев со дня задержки рейса (п. 4 ст. 124, пп. 4 п. 1 ст. 126 ВК РФ).

 

V         Ивановская транспортная прокуратура разъясняет, что вступили в силу изменения, которыми установлены дополнительные антикоррупционные обязанности для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.12.2022 № 591-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» статья 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» дополнена частью 4.1-1. Согласно данной норме лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, обязаны уведомлять органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

Названное уведомление должно направляться в срок не позднее пяти дней со дня соответствующего обращения. От его подачи должностное лицо освобождается только в том случае, если по изложенным в нем обстоятельствам органами прокуратуры или другими государственными органами проведена или проводится проверка.

Лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, уведомившие о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционного правонарушения, а также о случаях фактах совершения другими лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений органы прокуратуры или другие государственные органы, находятся под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

VI       Ивановская транспортная прокуратура разъясняет, что Указом Президента Российской Федерации от 29.12.2022 № 968 введены особенности исполнения норм антикоррупционного законодательства в период проведения специальной военной операции.

В частности, не представлять свои сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и аналогичные сведения своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей могут следующие лица, принимающие (принимавшие) участие в специальной военной операции или непосредственно выполняющие (выполнявшие) задачи, связанные с ее проведением:

– военнослужащие; сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации; лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции; сотрудники уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, замещающие должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах;

– военнослужащие; сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации; лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции; сотрудники уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, замещающие должности федеральной государственной службы, не предусмотренные перечнем должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять Сведения о доходах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557, и претендующие на замещение должностей федеральной государственной службы, предусмотренных названным перечнем (в том числе если планируется их участие в СВО, выполнение ими названных задач);

– граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации.

Также указанные лица в период проведения СВО могут не направлять предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции уведомления, заявления, обращения и другие материалы по вопросам, связанным с исполнением обязанностей, соблюдением ограничений и запретов в этой области.

Кроме того, от представления Сведений о доходах супруга (супругу) освобождены граждане Российской Федерации, обязанные их представлять, в случае если супруг (супруга) относится к одной из вышеназванных категорий либо оказывают на основании заключенного контракта добровольное содействие в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.

Помимо этого, Указом № 968 установлен запрет на публикацию в сети «Интернет» и представление для опубликования в средствах массовой информации Сведений о доходах, представляемых в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами всеми категориями лиц (пп. «ж» п.1).

 

VII      Ивановская транспортная прокуратура информирует, на кого возлагается обязанность по уведомлению о факте склонения к совершению коррупционного правонарушения.

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на государственных и муниципальных служащих возложена обязанность уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.

Указанная обязанность также распространена на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного.

Исключением являются случаи, когда по фактам обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений уже проведена или проводится проверка.

Следует отметить, что при возникновении указанных правоотношений данная категория граждан находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

При этом неисполнение обязанности по уведомлению о случае обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений является правонарушением, влекущим увольнение либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации

 

VIII    Ивановская транспортная прокуратура разъясняет о запрете на вовлечение несовершеннолетних в потребление табака и никотиносодержащей продукции

Потребление табака и никотинсодержащей продукции остается острой проблемой, особенно среди подростков, поскольку их организм наиболее подвержен развитию никотиновой зависимости, что является причиной появления заболеваний, связанных с курением.

В связи с этим федеральным законодательством установлен запрет на продажу несовершеннолетним табачной, никотинсодержащей продукции, кальянов и иных аналогичных устройств, а также на их вовлечение в процесс потребления.

Вовлечением детей в процесс потребления табака или никотинсодержащей продукции признаются:

покупка для них либо передача им табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции,

предложение либо требование употребить табачную продукцию, табачные изделия или никотинсодержащую продукцию, совершенные любым способом.

Административное наказание за подобные действия в виде административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 рублей на родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего и от 1 000 до 2 000 рублей на иных граждан предусмотрено ст. 6.23 КоАП РФ.

 

IX       Ивановская транспортная прокуратура разъясняет об отдельных вопросах уголовной ответственности несовершеннолетних

В соответствии с частью 1 статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовная ответственность наступает с шестнадцатилетнего возраста.

Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, то есть с ноля часов следующих суток.

Согласно части 2 статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности за совершение некоторых преступлений, если ко времени совершения преступления они достигли возраста 14 лет.

К таким преступлениям относятся резонансные преступления, такие как убийство; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; разбой; террористический акт и др.

Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями 1 или 2 статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

 

X         Ивановская транспортная прокуратура разъясняет требования к мусороперерабатывающим предприятиям, расположенных в приаэродромной территории

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2023 № 78 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460, которым утверждено Положение о приаэродромной территории и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при согласовании проекта акта об установлении приаэродромной территории и при определении границ седьмой подзоны приаэродромной территории.

Закреплено, что в шестой подзоне приаэродромной территории запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Теперь объекты по обращению с твердыми бытовыми отходами, пищевыми и биоотходами не признаются объектами, способствующими привлечению и массовому скоплению птиц, в случае наличия заключения по результатам орнитологического исследования на предмет отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, в связи с чем до 01.09.2024 собственники объектов по обращению с отходами, расположенных в границах шестой подзоны, обязаны обеспечить проведение указанного исследования.

Настоящее постановление вступило в силу 02.02.2023.

 

XI       Ивановская транспортная прокуратура информирует об особенностях оплаты расходов на реабилитацию пострадавшего от несчастного случая на производстве лица

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2023 № 199 внесены изменения в пункт 12.1 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уточнены особенности оплаты расходов на реабилитацию пострадавшего от несчастного случая на производстве лица.

Установлено, что оплате подлежат расходы на медицинскую реабилитацию, осуществляемую в организациях, подведомственных страховщику, либо в иных медицинских организациях. Документом закреплено право застрахованного лица на выбор медицинской организации из числа рекомендованных лечащим врачом.

В силу постановления порядок прохождения реабилитационных мероприятий утверждается Минздравом России по согласованию с Минтрудом России.

Медицинские организации, подведомственные страховщику, осуществляют медицинскую реабилитацию застрахованного лица в соответствии с государственными заданиями, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, иные медицинские организации - на основании договора об оплате расходов на оказание медицинской помощи по профилю «медицинская реабилитация» застрахованного лица, заключаемого страховщиком с медицинской организацией.

Постановление действует с 21.02.2023.

 

XII      Ивановская транспортная прокуратура информирует, что работников железнодорожного транспорта при ликвидации снежных заносов работодатель будет кормить бесплатно

С 1 сентября 2023 года приказом Минтранса России от 23.01.2023 № 15 устанавливается порядок обеспечения бесплатным питанием работников железнодорожного транспорта общего пользования, выполняющих работы более четырех часов подряд в период времени, в течение которого прекращается движение поездов.

Речь идет о следующих работах: аварийно-восстановительные, по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, по реконструкции и ремонту объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, по очистке железнодорожных путей и стрелочных переводов при ликвидации снежных заносов.

Работодатель при организации питания должен обеспечить работников необходимым инвентарем, посудой и столовыми приборами.

 

XIII    Ивановская транспортная прокуратура информирует о внесении изменения в положения о капитане судов внутреннего плавания

Федеральным законом от 06.02.2023 № 9-ФЗ, вступившим в силу с 17.02.2023, внесены изменения в статью 30 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Признано утратившим силу положение Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, предусматривающее необходимость прохождения капитанами судов внутреннего плавания аттестации.

Внесенными изменениями от обязанности иметь свидетельство об аттестации освобождаются капитаны пассажирских или наливных судов, осуществляющих перевозки опасных грузов, включая суда, буксирующие либо толкающие другое наливное несамоходное судно, осуществляющее перевозку опасных грузов, с главными двигателями мощностью более чем 550 киловатт.

 

XIV    Ивановская транспортная прокуратура информирует об установлении требований к должностным лицам службы капитана морского порта

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.09.2022 № 393 установлены требования к должностным лицам службы капитана морского порта, в том числе к знаниям и навыкам, профессиональному обучению, дополнительному профессиональному образованию, порядку назначения на должность (далее – Приказ).

В силу Приказа должностное лицо не должно иметь непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления, психические заболевания, состоять на диспансерном наблюдении в связи с алкоголизмом, наркоманией или употреблением психотропных веществ.

Документ вступает в силу с 01.09.2023.

 

XV      Ивановская транспортная прокуратура информирует об утверждении формы предоставления сведений о государственных воздушных судах и об их владельцах

Приказом ФНС России от 29.12.2022 № ЕД-7-21/1284 утверждены форма и порядок (формат) ее заполнения при представлении сведений о государственных воздушных судах и об их владельцах в электронном виде.

С 1 января 2024 года федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственную регистрацию воздушных судов, предписано передавать в налоговые органы сведения в отношении воздушных судов, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на физических лиц или организации, за исключением воздушных судов, принадлежащих на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, федеральным государственным органам и организациям, находящимся в их ведении, в которых предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

 

XVI    Ивановская транспортная прокуратура информирует о внесении изменений в перечень товаров (групп товаров), в отношении которых разрешен параллельный импорт

С 02.02.2023 в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 21.10.2022 № 4456 изменяется перечень товаров (групп товаров), в отношении которых разрешен параллельный импорт.

В частности, в перечень включены бренды игрушек, игр и спортивного инвентаря. Среди них: Adidas, Manchester United, Real Madrid, Disney, DC Comics и Marvel.

 

XVII   Ивановская транспортная прокуратура разъясняет об особенностях уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» обращено внимание на процессуальную обязанность судов обеспечения качественного рассмотрения в разумные сроки уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних. Их правовая защита предполагает необходимость выявления обстоятельств, связанных с условиями жизни и воспитания каждого несовершеннолетнего, состоянием его здоровья, другими фактическими данными, а также с причинами совершения уголовно наказуемых деяний, в целях постановления законного, обоснованного и справедливого приговора, принятия других предусмотренных законом мер для достижения максимального воспитательного воздействия судебного процесса в отношении несовершеннолетних.

Уголовные дела в отношении несовершеннолетних рассматриваются наиболее опытными судьями.

Правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей направлено на то, чтобы применяемые к ним меры воздействия обеспечивали максимально индивидуальный подход к исследованию обстоятельств совершенного деяния и были соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами совершенного деяния, способствовали предупреждению преступлений среди несовершеннолетних, а также защиту законных интересов потерпевших.

В соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установление возраста несовершеннолетнего обязательно, поскольку его возраст входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию, является одним из условий его уголовной ответственности.

Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, т.е. с ноля часов следующих суток.

Право на защиту, а также право на дополнительные процессуальные гарантии, предусмотренные для несовершеннолетних уголовно-процессуальным законодательством, обеспечиваются на всех стадиях уголовного процесса.

Обязательным является участие защитника и законного представителя при осуществлении уголовного судопроизводства. Кроме того, предусмотрено обязательное участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 16 лет, а в возрасте от 16 до 18 лет - при условии, что он страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии.

Недопустимо привлечение к участию в деле в качестве законных представителей лиц, которые совершили преступление совместно с несовершеннолетним подсудимым, а также лиц, в отношении которых несовершеннолетний совершил преступление.

Если лицо, совершившее преступление в возрасте до 18 лет, на момент рассмотрения дела в суде достигло совершеннолетия, полномочия законного представителя по общему правилу прекращаются. В исключительных случаях реализация этих функций может быть продолжена, исходя из характера совершенного несовершеннолетним лицом деяния и данных о его личности.

Закон не предусматривает применение особого порядка принятия судебного решения в отношении несовершеннолетнего обвиняемого. Производство по такому уголовному делу осуществляется только в общем порядке. Указанное положение распространяется также на лиц, достигших совершеннолетия ко времени судебного разбирательства.

При решении вопроса об уголовной ответственности несовершеннолетних и о назначении им наказания суды руководствуются уголовным законом об особенностях их уголовной ответственности и положениями соответствующих международных норм.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный моральный и материальный вред на общих основаниях. В случаях, когда у несовершеннолетнего осужденного, не достигшего возраста 18 лет, нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, он должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Судебные процессы по делам о преступлениях несовершеннолетних имеют особое воспитательное значение. По каждому делу требуется установление причин и условий, способствовавших совершению несовершеннолетним лицом преступления.

Право на конфиденциальность информации о несовершеннолетнем должно обеспечиваться на всех стадиях процесса во избежание причинения ему вреда и ущерба его репутации. Исходя из этого недопустимо рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних с участием представителей средств массовой информации, а также использование видео- и фотосъемки несовершеннолетних правонарушителей и потерпевших в залах судебных заседаний и в других помещениях судов, за исключением случаев, когда несовершеннолетний и (или) его законный представитель ходатайствуют об этом.