#Акция #НашиЧитателиДетиВойны
Ежегодно в преддверии Дня Победы Заволжская городская библиотека проводит традиционную акцию «Наши читатели - дети войны».
В этом году мы чествовали читателей А.Г. Скворцова, Ф.П. Смирнову и В.Н. Ковшову. Им были вручены праздничные подарки, сказаны слова поздравлений и теплых пожеланий за активную позицию, интерес к жизни, неравнодушие к сегодняшним событиям и, конечно, за верность библиотеке и любовь к книге. Также Смирнова Ф.П. получила Благодарственное письмо главы Заволжского городского поселения В.А. Касаткина. О читателя-детях войны – наш рассказ.
А.Г. СКВОРЦОВ:
«…НО ВСЁ ВРЕМЯ ПРОДВИГАЮСЬ ПО ТРОПЕ СУДЬБЫ СВОЕЙ»
Александра Геннадьевича Скворцова многие заволжцы знают как одного из руководителей РМПО ЖКХ. Он стоял во главе этой организации в непростые 90-ые годы.
Как правило, дети войны – это люди, воспитанные родителями, пережившими бедствия, горе, тяжелые потери и всё же сумевшими возродить крепкую державу. Александру Геннадьевичу повезло: его отец, Геннадий Дмитриевич Скворцов, хотя и покалеченный войной, вернулся домой. Свою воинскую службу он начинал на Дальневосточном фронте. В 1942 году был переброшен на Ленинградский фронт и служил боцманом на сторожевом катере. Там и был ранен.
Пройдя множество госпиталей, он только в 1946 г. вернулся в родную деревню Неданка Приволжского района, где его ждали жена и два сына: Владимир и Александр - шести и четырех лет. В 1947 году отец был назначен директором школы в село Красинск. В 1951 году семья Скворцовых уже надолго поселилась в пос. Лежнево. В жизни Александра Геннадьевича было еще немало дорог и мест, где он жил, учился, работал. И всегда из разных мест его часто вела назад дорога в родную Неданку.
Послевоенные годы Александр Геннадьевич вспоминает без горечи. Детство запомнилось всё же не трудностями и лишениями, а веселыми деревенскими играми – все дружно играли в прятки, футбол, войну.
В послевоенной деревне почти не было мужчин, лишь старики или калеки, раненные на фронте. Работали в колхозах и совхозах, в основном, женщины. Когда совсем не хватало рук, привлекали к труду и детей. Но и в этом случае, вспоминает Александр Геннадьевич, многое из того, что ему поручали, воспринималось как игра. Например, ему, 6-7-летнему мальчишке, доверяли одному развозить на лошади навоз на колхозные поля или на привязанных к лошади волокушах перевозить сено для скирдования.
В деревне, конечно, было сытнее, чем в городе. Подсобное хозяйство было в каждом дворе. Как известно, в те времена денег колхозникам почти не платили, за трудодни рассчитывались зерном, кормами для скота и т.п.
Интересный факт – в наших краях выращивали тогда и гречиху. Была в селе ветряная мельница, куда возили смалывать зерно в муку. Очень нравилось мальчишкам просеивать её потом через сито, чтоб очистить от шелухи.
В памяти остался голодный 1947 год. Летом было легче - всегда находилось, что поесть: в огороде или прямо под ногами в траве росли сладкие корешки и стебли. Запомнилось, что весной собирали мерзлую картошку и дома варили из картофельного крахмала кашу. Александр Геннадьевич вспоминает также колобки из «кашки» - клевера. А всё, что можно было продать на рынке – ягоды, грибы, молоко – тут же обменивалось на драгоценный хлеб.
Родители отдавали свои силы школе, мама была сначала учителем начальных классов, затем преподавала иностранные языки. Оба сына стали инженерами. Александр Геннадьевич – в области промышленно-гражданского строительства, его труд и знания были востребованы везде, где бы он ни работал: специалистом в научно-исследовательском проектном институте, мастером или руководителем жилищного хозяйства, в том числе, в суровых северных местах. Сибирский город Урай Ханты-Мансийского округа, наравне с г. Заволжском, занял важное место в трудовой биографии Александра Геннадьевича Скворцова. Это город сурового климата, город первой нефти, что нашли в начале 60-х. Там родилась и по сей день живет его дочь.
У Александра Геннадьевича с детских лет и по сей день живет страсть к сочинительству. Стихи, которые он пишет, как правило, рождались на злободневные темы. Автора всегда интересовали и задевали за живое проблемы нашего общества, есть в его копилке и лирические стихи, посвященные родному краю, природе, людям. И те, и другие продиктованы огромным чувством любви к ним, желанием сделать жизнь лучше. Не раз Александр Геннадьевич встречал на своем пути несправедливости, отчего порой опускались руки. Может быть, чувством горечи продиктовано одно из его последних стихотворений, при этом автор остается борцом, и в жизни, и в своем творчестве:
«Мой характер непокорный возмущается, но вот -
Гонит жизнь меня проворно хворостинкою вперед.
Я цепляюсь, упираюсь, шлю порой проклятья ей.
Но все время продвигаюсь по тропе судьбы своей...»
Александр Геннадьевич – один из самых активных читателей Заволжской библиотеки, с ним обо всем можно поговорить и даже поспорить. На его счету сотни прочитанных книг. Круг интересов очень широкий: это и труды отечественных историков Карамзина, Соловьева и Ключевского, современных политиков и публицистов. Он с увлечением читает популярную художественную литературу, предпочитая исторические детективы А. Чижа и Н. Свечина.
М.А. Селюк, зав. отделом Заволжской ГБ
Ф.П. СМИРНОВА: «НЕТ, МЫ ЕЩЕ НЕ СТАРЫЕ…»
Нет, мы еще не старые,
Но бродит, тем не менее,
Знакомыми бульварами
Другое поколение.
И вроде бы похожи мы
На вас, войны не знавшие,
Но нами больше прожито,
Мы чуточку вчерашние. (Ф. Лаубе)
Супруги Смирновы Феоктиста Петровна и Евгений Дмитриевич долгие годы являлись преданными читателями Заволжской городской библиотеки. Год назад Евгений Дмитриевич ушел из жизни.
Смирнова (Григорьева) Феоктиста Петровна родилась в 1940 году в Тюменской области, в селе Исетское на реке Исеть. В семье росла младшенькой: были еще два старших брата – Михаил и Владимир.
Мама Наталья Афанасьевна работала сторожем на крахмальном заводе. Работа была тяжелой, без выходных и отпусков. Тянула детей женщина одна, так как муж ушел из семьи. Помогала ей родная незамужняя и бездетная сестра Марфа, которая так и прожила в семье до конца своих дней.
Отца звали Петр Иванович Григорьев. Феша, так называли девочку в семье, отца не помнит – ей было два года, когда он погиб на фронте 6 сентября 1942 года под Сталинградом.
Таких семей, в которых матери воспитывали детей одни, было немало. Света не было, делали уроки при керосиновой лампе. Владимир и Феша еще учились в школе, когда старший Михаил уехал в Красноярск поступать в институт. Учился Миша на отлично. Старался пораньше сдать экзамены, чтобы в свободное время разгружать вагоны с углем и помогать маме материально. У Григорьевых не было своего жилья, и пока дети были маленькими, семья постоянно переезжала из одной комнатушки в другую – что дадут. Приходилось ютиться и с курицами, и в подвалах с крысами и тараканами. Домик все-таки дали, и из него юная Феша по окончании 10 класса уехала, чтобы начать взрослую жизнь, уехала к старшему брату Михаилу, который уже работал начальником смены на атомной станции в Красноярске-26.
Это был уникальный объект и не менее уникальный город, который был рассекречен только в 80-е годы. Там юная Феша и начала свою трудовую биографию - на объекте № 23 прошла подготовку лаборанта, начинала ученицей. Быстро повзрослела, так как училась в химическом техникуме на вечернем отделении и работала на атомной станции по специальности. Феша сделала все, чтобы мама и тетя Марфа были рядом, – перевезла их к себе, и в квартире «полуторке», которую она получила, все и обитали, кроме Михаила, который жил отдельно.
1 мая 1963 года состоялась судьбоносная встреча Феоктисты с парнем из Заволжска. Это был Смирнов Евгений Дмитриевич, наш земляк. Евгений по окончании Заволжского ремесленного училища был направлен специалистом в Красноярск-26 на атомную станцию. Молодые люди ехали в одной электричке, увидели друг друга и больше не расставались.
Маленькая, живая, симпатичная, неунывающая Феша и красивый статный Евгений встречались всего 2 месяца, а 7 июля поженились. Сыграли большую веселую свадьбу с сибирскими пельменями, танцами и песнями. Спустя немного времени Евгений Дмитриевич получил 3-х комнатную квартиру.
В 1964 году у Смирновых родилась дочка Ольга. Семь лет они дружно жили в красивом современном городе, трудились на АЭС. В выходные никогда не сидели дома: зимой катались на лыжах в парке, летом ездили отдыхать на речку. Зарплату получали хорошую, не бедствовали, как и все работающие на станции.
Потом приняли решение переехать на родину мужа – в Заволжск. Поселились в родительском доме на улице 8-е Марта в микрорайоне Мясневка. Поступили работать на химический завод: Феоктиста до пенсии трудилась техником в ЦЗЛ, Евгений – шофером на КРАЗе. Жили дружно, общались с большой родней Смирновых. Обрабатывали огород, ухаживали за скотиной, держали козочек. В Заволжске родился сын Михаил.
Прожили Смирновы вместе 58 лет в любви и согласии! Было грустно – Евгений Дмитриевич брал в руки баян, наигрывал мелодии, а жена пела или плясала. Феоктиста Петровна с гордостью говорит: «Евгений был моей опорой на долгие годы». У них пять внуков и пять правнуков. После смерти супруга Феоктисту Петровну поддержала большая дружная семья. Сама она следует главному своему правилу – никогда не сдаваться! И этому научила детей и внуков.
Ее дочь Ольга добрая и отзывчивая, но с сильным характером – так считает мама. У Ольги трое детей. Старшая Наталья работает фельдшером на «Скорой помощи» в Заволжске. Сын Андрей - водителем в Москве, младшая дочь Светлана – тоже медицинский работник.
Сын Феоктисты Петровны и Евгения Дмитриевича Михаил тоже живет в Заволжске, имеет несколько специальностей – сварщик, крановщик, резчик по металлу, шофер. А вот его сын Михаил является продолжателем династии атомщиков Смирновых.
Феоктиста Петровна в свои 82 года полна оптимизма и является настоящей хранительницей семейных реликвий и домашнего очага. Её дом притягивает родню простотой и гостеприимством.
К нашей встрече она принарядилась, приготовила семейные фотографии, а потом достала старый деревянный сундучок с бесценными сокровищами – письмами, наградами близких, вырезками из давних газет. Много лет бережет эта удивительная женщина послания и снимки с фронта, похоронку, редкие документы.
В «хозяйстве» Ф.П. Смирновой пес Байкал, три кошки. Все обласканы любовью и заботой. А еще Феоктиста Петровна ведет дневник, все важные события в подробностях записывает и перечитывает всю свою жизнь. «По жизни нужно идти с чистой совестью и делать добрые дела!» - так живет эта мудрая женщина и этому учит своих близких.
В гостеприимном доме нас не отпустили без чая. А как за чаем не спеть? Вот Феоктиста Петровна нам и спела, и в пляс пустилась под любимую «Смуглянку»!
Она гордится своими близкими, а мы восхищаемся мудростью и оптимизмом этой хрупкой женщины, чьё поколение, перенесшее тяготы послевоенного времени, служит нам настоящим примером.
Н.В. Петриченко, зав. отделом Заволжской ГБ
В.Н. КОВШОВА:
«ЖИЛИ ТРУДНО, НО СПАСАЛО СВОЁ ХОЗЯЙСТВО И ТРУДОЛЮБИЕ»
Валентина Николаевна Ковшова (в девичестве Потехина) родилась 22 июня 1942 года в деревне Аверино Корниловского сельсовета. Родители - Николай Фёдорович и Анастасия Николаевна - растили троих детей: кроме Валентины, у них был старший сын Анатолий (1932) и младшая дочь Лариса (1944).
Во время Великой Отечественной войны Николай Фёдорович ушёл на фронт, но был тяжело ранен и комиссован в родные места, где впоследствии, за неимением других мужчин, стал председателем колхоза, в который тогда входили деревни Аверино, Голочёлово и Дмитриевское.
Жили трудно, но спасало своё хозяйство и трудолюбие. Дети с малых лет были приучены к уходу за коровой и огородом, рвали траву, носили воду, мыли полы в доме. Как могли, добывали себе пропитание: повторно перекапывали колхозные поля, где рос картофель, чтобы ни один клубень не пропал даром; пусть босиком, но ходили в лес за грибами и ягодами. Жизнь осложняло и то, что в послевоенные годы из личного хозяйства нужно было сдавать государству молоко, яйца и другую продукцию. Валентина Николаевна отмечает, что её мать относилась к этому очень честно, и семья была вынуждена обходиться тем, что оставалось.
Чтобы добраться до школы, приходилось преодолевать многие километры. Начальные классы В.Н. Ковшова окончила в Дмитриевском, а затем продолжила образование в Корнилове, где дорога туда и обратно составляла около пятнадцати километров.
Получив паспорт, в четырнадцать лет, по настоянию отца, Валентина Николаевна начала свой трудовой путь - отправилась в Заволжск и для начала определилась в няньки, затем поступила разнорабочей в СМУ. В двадцатилетнем возрасте вышла замуж, родила дочь Элю.
Пятнадцать лет В.Н. Ковшова отдала работе в ОРСе, пять лет заведовала коммерческим магазином на Фибре, шестнадцать лет состояла в штате колбасного цеха при РайПО - трудилась всю жизнь, но находила время на то, чтоб содержать огород в деревне Порозово и родительский дом в Аверине.
Со своим вторым супругом, Павлом Ковшовым, Валентина Николаевна прожила двадцать семь лет. Вместе они воспитали дочь Лену.
Несмотря на преклонный возраст, Валентина Николаевна и сейчас вся в заботах о домашнем хозяйстве, о детях и внуках. А своё свободное время посвящает любимому занятию - чтению, ведь, знакомясь с романами, можно помечтать, пофантазировать и отдохнуть душой.
Т.В. Воронова, специалист Заволжской ГБ